Первая поездка в альплагерь.

Расскажу о своей первой поездке в альплагерь. Начал я заниматься в альпсекции нашего института (Новосибирский Электротехнический институт) осенью 1979 года, будучи на 3-ем курсе. Стоп… Как это произошло? Осенью, когда все вернулись после каникул и начались занятия, захожу я как-то в фойе института и вижу два объявления. Одно — приглашение в авиамодельную секцию. Надо сказать, что в школе я не один год занимался в таком кружке в Городской станции юных техников, расположенной в полуподвальном помещении нашей школы. Изготавливал таймерные модели и участвовал в соревнованиях. Может, это и предопределило в будущем выбор профессии (самолётостроительный факультет). А рядом висело объявление об отчётном собрании альпинистской секции института. Это меня заинтересовало. Подумал: «В авиамодельный я всегда успею пойти, а вот это интересно». Посещение того собрания во многом изменило в последствии мою жизнь, да и меня тоже. Оказалось, что после летнего сезона все альпинисты собираются вместе, рассказывают о своих пройденных маршрутах и экспедициях, показывают слайды. Когда я увидел эту потрясающую красоту гор, то понял, что прожив до 17-ти лет у подножий Тянь-Шаня, бывая почти каждую неделю на даче (сбор малины и прочего урожая) в предгорьях, я практически не видел настоящих гор… Так пришло решение пойти в альпсекцию НЭТИ.

Сначала это были только тренировки-пробежки на свежем воздухе, теоретические занятия (изучение вязки узлов, методов движения по разным видам рельефа и т. п.), поездки на скалы в Искитим. Там был большой карьер, и на его стенках были проложены маршруты для скалолазания. Запомнился первый мой маршрут — надо было подниматься по расщелине, которая в верхней части запиралась «пробкой» (такой большой камень, расклиненный в расщелине). Когда подходишь под пробку, то невольно влезаешь с ногами в образовавшуюся нишу и все попытки преодолеть нависающий над тобой камень ни к чему не приводят. Только забиваются и устают мышцы рук… Вот тут я получил свой первый урок. Оказалось, чтобы преодолеть пробку надо превозмочь страх и вывеситься в «распоре» над расщелиной. Тогда становится возможным забросить руку вверх по камню-пробке и нащупать там «зацепку» (маленький каменный уступчик, за который можно ухватиться кончиками пальцев). Остальное уже — дело техники, подтягиваешься на руках и преодолеваешь это препятствие J Там же впервые пришлось преодолевать страх перед спуском по стене. Даже не перед самим спуском, а на начальном этапе, когда нужно вывеситься на верёвке над «пропастью». При этом тело должно быть перпендикулярно скале, и потом можно двигаться вниз, ослабляя верёвку, зажатую в руке. Вот этот момент «вывешивания» психологически давался не сразу. От боязни высоты колени непроизвольно подгибались, и тело пыталось сползти с края уступа J Через небольшое время к этому привыкаешь (главное — не смотреть при этом вниз) и всё делается легко и просто… А уж когда научишься контролировать скорость скольжения по верёвке, то спуск больше напоминает вертикальный полёт — с такой скоростью несёшься вниз к земле, притормаживая только перед самой поверхностью.

И вот, в феврале 1980-го стало известно, что мы едем на сборы в альплагерь «Дугоба», находящийся в Узбекистане недалеко от города Фергана. Мне и ещё одному парню поручили закупить на всех мясо на базаре. Отправились мы на базар, но видимо поздновато — хорошей говядины уже не было. Зато была конина — вот я и предложил приятелю купить конину вместо говядины и никому об этом не говорить.

Позже в альплагере, когда сварили плов, то никто и не заметил разницы… И даже когда мы сказали всем о подмене — все продолжали уплетать конину…

Выехали мы из Новосибирска на поезде, ехали весело — своей же компанией. Когда проезжали Алма-Ату, моя мама принесла на вокзал для меня бухгалтерские нарукавники — я их в альплагере одевал на ноги вместо «фонариков» (чтобы камни в ботинки не засыпались). В Ташкенте была пересадка. Немного побродили по городу, наш тренер сказал, что можно купить чешские кроссовки за 15 рублей. На самом деле они стоили 10 рублей, но продавали их в местном ЦУМе только из-под прилавка. Кроссовки оказались великолепного качества — кожаные, высокие и с какой-то необычной резиново-пластмассовой подошвой. Прослужили мне они потом много лет…

Короче, когда мы добрались до Ферганы, я обнаружил, что деньги почти закончились и позвонил домой, попросил родителей, чтобы выслали денежный перевод на адрес главпочтамта.

Наконец, добрались до альплагеря «Дугобы». Было видно, что в альплагере идёт строительство новых коттеджей и столовой. Только на зимнее время все работы были приостановлены, и снаружи рядом с коттеджами стояли штабели чугунных отопительных батарей. Приходилось топить в домике буржуйку и спать в спальных мешках, тесно прижавшись друг к другу.

Запомнился первый наш выход (имею ввиду — отделения новичков) вверх по ущелью. Нам надо было дойти до бугра, прозванного в народе Пуп Сельского (только не знаю — почему именно так назвали). Шли мы, шли и подошли к палаткам, стоявшим возле Пупа Сельского. Стоит отметить, что у альпинистов принято первым делом предложить в горах путнику горячего чая. Видимо из-за того, что организм в горах сильно обезвоживается J Вот и нас приняли по обычаю — налили горячий чай. Настолько горячий, что когда я сделал глоток, то понял что держу во рту кипяток — и выплюнуть неудобно, и проглотить невозможно. Конечно, кожа с нёба сразу сошла… И так повторялось впоследствии всегда при приезде в альплагерь…

Ещё «забавный» случай произошёл, когда пошли на первый перевал. Мне не очень нравились башмаки-«трикони». Они были массивными, обитыми по периметру подошвы железными зубчатыми набойками, — за счёт этого тяжелыми и довольно холодными для зимы. Я грамотно рассудил, что в теплых (практически новых) зимних ботинках мне будет гораздо комфортнее. Правда, ума хватило положить «трикони» в свой рюкзак. Всё получилось с точностью до наоборот против моих планов… Когда стали подниматься вверх по склону заснеженного перевала, то били ступени и шли след-в-след. Только подошва моего ботинка была меньшей площади, чем у других, и я часто проваливался в снег, ломая ступени. В результате, мне на восхождение пришлось затратить гораздо больше сил, чем другим. И когда я вышел на перевал, голова раскалывалась от боли. Тренер Сергей Николаевич Кургин заглянул мне в зрачки и сказал, что это из-за горняшки (горная болезнь — возникает даже у сильных спортсменов из-за недостаточной акклиматизации). Вниз с перевала глиссировали прямо на ногах. Здесь пригодились мои навыки в спуске на горных лыжах. Но вскоре мои зимние ботинки не выдержали такой необычной для них нагрузки, и каблуки просто оторвались. Когда мы спустились к подножию перевала, я понял, что только стельки в ботинках отделяли меня от жёсткого (местами) снега. Пришлось, конечно, выбросить испорченные ботинки и надеть тяжёлые «трикони».

Кстати, когда мы после окончания сборов спустились в Фергану, то мне пришлось «цокать» по городскому асфальту в этих башмаках. На главпочтамте выяснилось, что родители выслали мне аж 80 рублей. Служащие почтамта сказали, что по моему студенческому билету они имеют право выдавать сумму не больше 50-ти рублей, а 80 рублей — уже не могут L Для этого нужно получить разрешение начальника главпочтамта, которого в своем кабинете не оказалось. Обстановка накалялась, так как вот-вот наша команда должна была садиться в автобус (благо автовокзал находился недалеко от главпочтамта) и уезжать. А возвращаться без копейки в кармане мне не сильно улыбалось (при том, что на главпочтамте остались бы не полученные мной 80 рублей). Наконец я узнал, что начальник находится у себя в кабинете, и вежливо постучав в дверь, заглянул внутрь. Я обнаружил, что начальником главпочтамта была женщина приятной внешности. А пол был покрыт паркетом. И вот мне пришлось мягко поцокивая своими «железками» пройти по этому паркету и объяснить свою проблему. Весь мой вид подтверждал, что я только что спустился с гор и говорю чистую правду. Начальница поставила свою подпись на извещении, и служащие выдали мне деньги, даже не спрашивая мой студенческий билет. Надо ли говорить, что возвращение нашей команды в поезде до Новосибирска прошло как не менее увлекательное путешествие (чем прошедшие сборы). По итогам двух восхождений на перевалы и одного восхождения на вершину по маршруту 1-й категории трудности, нам были выданы значки «Альпинист СССР». И теперь мы назывались не новичками, а «значкистами», и имели право ходить на 3-й спортивный разряд.

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в Google Plus

5 Комментариев

1. Здоровская статья!
    особенно понравилось — «Когда я увидел эту потрясающую красоту гор, то понял, что прожив до 17-ти лет у подножий Тянь-Шаня, бывая почти каждую неделю на даче (сбор малины и прочего урожая) в предгорьях, я практически не видел настоящих гор… "

меня это тоже всегда удивляло, ну как так, жить в Алма-ате и не быть в горах!

2. Игорь, такой классный рассказ, очень интересно написано! Жаль, щас значков нет, а сразу на третий разряд надо ходить.
    И, правда, так здорово, что мы можем каждые выходные ходить в горы и наслаждаться горами сколько захотим. :-D
    Давайте еще ваши рассказы!