Письмо от Максута. 20 мая. Лхоцзе-2010

16 мая особенный день для штурма, надо отметить что 13 число обозначенное нами
как день выхода не случаен. Так уж повелось, что 13 число для нашей команды является в своем роде — счастливым. Если взять статистику наших восхождений, то на долю 13 числа придется не одно успешное восхождение. Сегодня 16 мая — ровно 1 год и 1 день назад у нас была попытка восхождения на вершину Лхотце. Это было драматичный штурм, команда шла в 50 градусный мороз, с тяжелыми рюкзаками, провешивая маршрут от 4 лагеря до самой вершины — до вершины тогда дошел только Александр Софрыгин. До базового лагеря многие спустились с воспалением легких. Вспоминать — холодно …

Сегодня 16 мая — на небе миллионы звезд, как миллионы вопросов «что я тут делаю» и одна луна, как один ответ «так надо». Но сейчас луна, где-то за гребнем или за горизонтом, поэтому мы начинаем движение на верх к вершине, а там будь-что будет. В 3 ночи в соседних палатках тихо и темно. Одной палатки и вовсе не оказалось, это интернациональная команда, они по приходу в 4 лагерь нашли свою палатку поломанной и порванной ветром и снегом. Шерпы до вечера чинили палатку, но вероятно решили отказаться от штурма и ушли вниз. Вместо 2 российских палаток стояла только одна. Мы молча начали подъем. Движения сковывал магический холод. Холод хозяйничал во всех движениях, дыхании и даже в мыслях. Неимоверно хотелось спать, усталость накопленная при подходе подрубала колени, оставалось только поддатся слабости, присесть, прилечь и уснуть — забыв обо всем. Но мы нашли в себе силы задавать друг другу один и тот же дурацкий вопрос: «ты как? — холодно, хреново и хватит задавать один и тот же вопрос!» — но после такого блиц-опроса, всем становилось легче. И вся тройка продолжала свой медленно замерзающий путь к вершине.

Первая часть подъема прошла вдоль широкого кулуара, снег под воздействим ветра, сформировал снежные доски и было достаточно опасно. Порой приходилось рисковать и перебегать по доскам в безопасное место. Ближе к рассвету мы подошли к скальному массиву вершины Лхотце, пройдя по снежной полке подошли к кулуару, который ведет непосредственно к вершине. Здесь нам предстояло вновь увидеть тело погибшего альпиниста. Ещё в Катманду нам рассказали историю иб этом альпинисте — это было трагедия, на восхождение вышла двойка шерп и шерпани. При восхождении произошел срыв и оба альпиниста погибли. Как выяснилось потом, шерпани была замужем за другим шерпом и её муж приказал спустить тело шерпани и сжечь, а тело бедного шерпа должно было остаться и пребывать в вечном мучении на склоне Лхотце. Возможно это история имеет другие грани правды, но факт тела шерпа, рядом с которым проложены веревочные перила остается фактом. Мы прошли молча, замечая обугленные на солнце черные кисти погибшего.

Тем времением, вокруг было светло, вершина Пумори уже освещалась солнцем. Мы вошли в кулуар, где нашли прошлогодние веревочные перила. Медленно и медленно шло продвижение вверх. Верхняя часть скального массива вершины Лхотце уже освещена солнечным светом, а в кулуаре морозная тень. Я оглянулся и отметил все горы уже в солнечных лучах и даже ставший уже далекий базовый лагерь. Значит скоро радиосвязь с шефом. Первым шел Влад, сейчас его поменял Васо, он идет по перилам, но когда перила намертво уходят под снег, Васо выходит на скальные полки слева. Я вышел на связь в 8 утра и сообщил что мы находимся в нижней части кулуара, работаем, все по плану. Вдруг сверху посыпались мелкие камни, «что это — кто это?» — промелькнуло в сознании. Как оказалось выше нас на 20 метром по полке шел Денис Урубко. Это был его первопроход на Лхотце — как мы узнали это позже. Денисовская полка нам хорошо известна, в прошлом году мы хотели уйти из кулуара по ней на южное седло, т. к про неё нам подродно рассказали российские альпинисты которые по ней уже уходили на южное седло. Но этих полок на склоне очень много, вариантов можно находить сдесяток. И вот теперь, я вышел вперед порой уклоняясь от летящих из-под Дениса камней и снежных комьев. Так и шли, Денис как поплывок, маячил вверху, то пропадая, то появляясь между снежных надувов. В кулуаре то и дело встречались куски старой веревки, мы старались не сбрасывать друг на друга камни, которые осыпями встречались то там, то там. В верхней части кулуара нас осветило солнцем, но теплее от этого не стало. Наоборот налетел ветер, который унес последнюю надежду на небесное тепло. А мы шли и о близости к вершине, говорили скалы, которые выполаживались по бортам кулуара и отсутствие впереди Дениса. К 12 часовой связи мы дошли до того места, от куда в прошлом году вернулись из-под вершины. Здесь мы встретили тянущего вниз старые веревочные перила Дениса, он сообщил нам, что на саму вершину протянута корейская веревка, которая закреплена на плохом скальном крюке. Мы ответили удиведиленным спасибо, ведь за все время экспедиции и свободной от кого-либо жизни в Алматы — Денис ни с кем из нас ответственно не здоровывается. И это его личное дело, и мы стараемся взаимно его игнорировать. Но тут — под вершиной Лхотце — жест вежливости и нормальной заботливой предупредительности. А в горах по другому нельзя — это в городе мы можем показывать свой характер, а под вершинами все может закончится гибелью альпиниста. Помните по фильм про альпинитов — один не сказал о надвигающейся снежной бури и команда попала в капкан непогоды, погибли бы все, но помогла честь альпинистов.

Мы разминулись, Денис ушел вниз по кулуару, мы подошли под вершинную башню Лхотце. В 13:40 мы стояли на вершине, нас окутовали облака зредка в разрывах открывая горные просторы. Первым делом связались по радиостанции с базовым лагерем и сфотографировались с флагами. Сначало с государственным флагом Республики Казахстан, затем с флагом СК Центрального Спортивного Клуба Армии МО РК и флагом компании «Астана Моторс».
Благодарностью альпинистов за возможность поднять на высочайшую вершину Мира — стяг Родины и родного Военного ведомства — станет фотография. Доказательство рыцарский благородности и доблести, взаимопомощи спонсоров экспедиции и команды альпинистов. Спасибо Всем, кто принимал участие в восходении на вершину Лхотце, Спасибо Всем, кто принимал участие в восхождениях на все 14 Высочайших вершин Мира сборной командой Казахстана.

После фотографирования мы начали спускаться вниз. Очень осторожно, подстраховывая друг друга. В середине кулуара встретили знакомого россиянина Андрея, он шел с кислородным оборудованием, намереваясь к вечеру взойти на вершину. Мы рассказали ему о маршруте выше и пожелали успешного штурма и благаполучного спуска. К 18 часовой связи мы спустились к палатке 4 лагеря. Во всем 4 лагере царила тишина, ни кого в палатках не было. Общей усталостью и трезвой адекватностью решили остаться ночевать в 4 лагере. Дожидаться россиянина стали в российской 4-х местной палатке, благо Андрей разрешил нам занять их палатку. В отсутствии других россиян, троим казахом жилось очень вольготно, в отличии от 2-х местной палатки. На 20 часовой связи из базового лагеря россияне попросили оставить включенным фонарик, что бы Андрей не прошел мимо палатки. Тем временем в палатке уставшие казахи топили снег, пили воду, как мне показалось постоянно.

17 мая в палатке 4 лагеря тусклым светом освещая метр вокруг себя, горел фонарик. В 4 утра зазвенел будильник, под одним спальником зашевелились трое казахов. Тут в палатку стукнулся и отлетел в сторону снежный ком. Стало ясно, что сверху спускается «видимо» россиянин Андрей. Мы начали расжигать горелку, дело я вам скажу это очень важное. Так как на большой высоте в условиях пониженного содержания кислорода, зажечь что-либо не всегда получается. А без огня — нет тепла и нет воды. Но мы смогла разжечь горелку и начали топить воду. Попили сами и напоили спустившегося с восхождения Андрея. Затем снова легли спать, растормашил нас Влад и попросил поторопится вниз. По солнцу мы упоковались и пошли в 3 лагерь, что бы собрать его и унести вниз. Далее все идут во 2 лагерь, из базового лагеря рано утром вышла двойка Габбасов Ильдар и Хонин Дмитрий, а сверху спускаются трое. В 15 часов дня все встречаются во 2 лагере, молодые альпинисты пришедшие с базового лагеря, разгрузили тройку и ушли в базовый лагерь унося с собой общественное снаряжение. А трое остались во 2 лагере. Жить на высоте 6400 метров, одно удовольствие.

18 мая Жумаев Максут, Пивцов Василий и Чехлов Владислав благополучно вернулись в базовый лагерь. Экспедиция успешно — считается завершенной! Все в базовом лагере — живые, здоровые и взошедшие на вершину Лхотце (8516 м.).

Вся команда

Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в Google Plus

11 Комментариев

1. Отличный рассказ. Все по делу и живая атмосфера. Настоящая команда. Понятно, Влад прежде всего сам рисковал — первый 8000+ да еще такой высокий, но и опытные бойцы, Макс и Васо, взяли на себя огромную ответственность взяв его на штурм. Описание интриги где и как они пересеклись с Денисом Викторовичем и профессиональная информация по поводу «нового» маршрута ДВ. Похоже «Денисовская полка» даже на вариацию, как сейчас называют многие сайты (включая друга Симона) — не тянет.

2. :) Насколько я понимаю, на том маршруте вообще кроме Дениса никого не было :)) это же соло

п.с.: я не на стороне сборной и не на стороне Урубко. Вообще предлагаю, Денису и Максу (или Васе) выйти во двор и решить спор как алмаатинские пацаны (сначала подраться от души, а потом дружно выпить водки). А нам, зрителям, предлагаю не вмешиваться в их разборки
    *это шутка такая :)))))))))))))))))))))))))))))))

3. Я хЭппи, наконец-то на сайте начали появляться живые комментарии. А то все больше одобрямс и какие то децкие отчеты похода выходного дня в стиле «как я провел лето». Кстати, жаль BorisD прервал свою говнянную линию -- было очень свежо и занимательно.

4. MKay
    мая 20, 2010 at 23:03
    камешки по кулуару не могли сыпаться — там лед-снег

справка
    40 — 50% кулуара -это скалы в ерхшей части В «горлышке» и при выходе из него, они еще и «развальня» (и также нижнюю часть маршрута, легче обходить по «скальным ступеням» чем таптать снег либо лесть по фирну и льду по самому кулуару!!!