Баянкольские приключения Горностаев. (в двух действиях)

Часть первая! Жизнерадостная! (Первая серия) Баянкол!.. Как много в этом звуке!.. Это- горная сказка!.. Неприступная крепость! Попасть в Баянкол- непреодолимо трудно, заманчиво и поэтому очень почётно. ;) С какой только стороны мы не пытались попасть туда в этом году… Через турфирмы, в виде альпинистов, пытались стать охотниками, чабанами, золотодобытчиками… Везде нам было отказано в счастье. Ездили в Чунджу, в Погранотряд, через день отказали и там… Ужоззз… Наконец… и чего это сразу не догадались… мы обратились к Казбеку Валиеву, который любезно согласился доставить нас в ущелье на вертолёте! Так начались наши «Баянкольские приключения»!
Здорово! Огромная стрекоза- вертолёт, сначала принесла нас на ледник «Северный Инылчек» прямо под пик Хан-Тенгри.Пятнадцать минут мы любовались исполином- горой, смотрели на лагерь, в котором жили, отдыхали, акклиматизировались смелые альпинисты. Встретили много знакомых ребят. Саню Софрыгина, Саню Коробкова, Васю Пивцова, ребят из Москвы, знакомых ещё по позапрошлогоднему восхождению на Хан-Тенгри, ребят из Алматы, которые о нас не слышали, зато мы их прекрасно знаем и гордимся… Вертолёт снова взмыл в небо и через перевал Одиннадцати, буквально за 10 минут перебросил нас в ущелье Баянкол. Вот…

С распростёртыми объятиями в виде «Велком», нас встретил начальник небольшого лагеря в Баянколе- Саша. Стояло несколько палаток, кухня. Прямо сейчас группа из 12 человек совершала восхождение на Мраморную стену. Но нам здесь оставаться не было необходимости. Мы решили устроить свой базовый лагерь под перевалом Китайский, там есть «зелёнка», вода и все условия для счастливого времяпрепровождения на высоте 3800 метров… Взвалив не маленькие, скажу я вам, рюкзаки мы пошли через осыпьные морены в сторону своей цели.
В общем, признаюсь… мы собрались подняться на пик Мраморная стена. Три года назад мы были в этом районе, попытка подняться на вершину закончилась выходом на предвершину, на высоте 6250 м. До верха нам оставалось совсем не много, не больше пары часов работы, но время неумолимо заставило нас повернуть назад, дабы не попасть в холодную ночёвку на высоте… Около четырёх часов мы несли тяжеленные рюкзаки на своих хрупких плечах. Пока несёшь… ещё ничего -можно двигаться, стоит присесть, встать с этой штуковиной уже проблематично. А несли мы всё- снаряжение, продукты, газ, две палатки, верёвки. Всё, что было необходимо нам для существования в этих суровых условиях.
Наконец устроились. Погодка радовала, было тепло, даже жарко. Поставили палатку, разобрали и разложили вещи по местам. Завтра акклиматизационный выход. Через Китайский перевал, по гребню к вершине Узловая. Это- пятитысячник, практически наш Талгар. Утром встали пораньше, пока снег ещё держит, выдвинулись. Перевал ужасно «сыпушный», мы с Ильёй поднялись немного ближе на гребень и пришли к Мише по широкой гребневой дороге, Мишка же штурманул сам перевал и уже нас ждал. Ладно- победил… ;))) Дальше одели кошки. Китайская половина гребня в снегу, казахстанская сторона — каменноосыпьной путь до середины. Снег держит, в кошках продвигаться легко. Чем выше, тем снега больше. Часиков после одиннадцати стали проваливаться до чуть ниже колена. Скоро пришлось связаться, вытащить ледорубы. Выход на Узловую довольно крутой, местами проваливаешься по колено. Вот она вершина. Три часа дня, огромный снежный купол и… красивейший пейзаж вокруг! Мраморная стена — огромна и прекрасна! Со стороны Китая видны многие и многие горы уровня Мраморной стены, а может и поболее! ;) Внизу Баянкол- суров и зелен. Под ногами огромные разорванные ледники… Прежде чем поставить палатку жахнули по 50 грамм коньячку. «ХАРАШО»! Устроились классно! Солнце, жара, тишина и покой! Акклиматизируемся… Вечером внизу затянуло, немного погрохотало. У нас всё хорошо, небольшой ветер к утру закончился. Спали, как всегда в горах- неоднозначно. Утром собрались, оставив палатку одиноко стоять на вершине и очень быстро спустились в Базовый лагерь. Погода ещё какое то время стояла хорошей. Пол дня и весь следующий мы отдыхали, готовились к штурму вершины. К вечеру погода испортилась, пошёл дождь до самого утра. Ну… вот…теперь пора! Как могли отдохнули, акклиматизировались, теперь к вершине! Нашей цели! Все эти дни мы только и говорили о ней! Заветная мечта! Теперь близка как никогда!
Дождик к утру стих. Сегодня — день рождения моего сына! Надо поздравить. С Китайского перевала звоню по спутниковому телефону, слышу знакомый, родной, задорный голос, поздравляю с четырнадцатилетием! На душе доброе тепло… На Узловую совсем не тропились, но поднялись быстрее. Снова ночёвка, снова пятьдесят грамчиков, ну ладно признаюсь- по шестьдесят. А чё… жалко что ли? ;))) Утром погода классная! Пол шестого подъём, в семь утра выход. Нас ждал спуск с вершины и прохождение карниза. Эх… Карниз этот… Узкая перемычка между вершинами, шириной не более пары метров и длинной в две верёвки. Карниз нависает в сторону Китая, со стороны Казахстана — километровая, практически отвесная стена льда и снега, с другой стороны немногим меньше. Для того, что бы пройти, нужно приспуститься ниже карниза в человеческий рост, дабы не обломить его и пробивать ступени по всей длине стоя на передних зубьях кошек, придерживаясь ледорубом. Страховка верёвкой, через тот же ледоруб. Так и сделали. Илья застраховал меня верёвкой, это была связка из двух, конечно. Я начал долбить ступени. В принципе, продвигался спокойно. Иногда прорубал по десять шагов, иногда меньше. К концу пути очень устал и у меня получалось по два — три шага. Вниз не смотрел, это табу… Старался вообще не думать о том, что подо мной пропасть, так легче… Даже не знал сколько прошло времени. Илья потом сказал- около часа. Ну уж простите, если что… ;) В конце карниза я забил свой ледоруб в снег, закрепил на нём конец верёвки и начал принимать товарищей. Прошёл Миша, за ним пришёл к нам Илья. Уффф… Можно вздохнуть спокойно и валить от сюда… Одну верёвку привязали к рюкзаку, второй связались и пошли дальше. В сторону пика Пограничник. Широкий, снежный гребень, опасный только может трещинами. Осторожно прощупывая снег, Илья ведёт нас к цели. Иногда меняемся, что бы тропить. А снег уже набрался воды под палящим солнцем. Проваливаемся по колено и выше. Все устали. Наконец… медленно выходим на пик Пограничник. Высота — 5200 по альтиметру. Огромная шапка снега, с карнизом в пол горы. Но, какая вокруг красотища!!! Ради этой чистой, бездонной, ослепительной красоты мы здесь!.. Присели немного передохнуть…
Часть вторая! Печальная. (Вторая серия!)
С этого момента события, происходящие с нами, стали меняться с быстротой снежного барса, бегущего за добычей. А это уже -вторая серия…
Я сижу лицом в сторону ущелья Баянкол. Вытащили пластиковые бутылки с водой, сидим на рюкзаках, отдыхаем. Сегодня нам нужно выйти на плато в сторону вершины Мраморная стена и заночевать не ниже 5500 метров. Времени в обрез, вертолёт нас ждать не станет. Вдруг я вижу как белое облако быстро надвигается к нам и через мгновение накрывает нас полностью. Становится темно, задувает ветер. Облако как-то не спешит улетать. Мы засмеялись, дополнительное время для отдыха. Мишка и Илья вытащили карематы, раскинули их на снегу, полежать, переждать временное неудобство. Вот, думаем, сейчас пронесёт, пойдём дальше. Ведь минуту назад была нестерпимая жара. Однако… Темно, видимости нет. Сидим. Ждём. Неожиданно для всех, с огромной скоростью вихря, пошёл снег. Потом полетела твёрдая каша града и фирна. Мы были в очках, но снег пробивает, глазам становится больно. Прикрываясь руками, стали быстро ставить палатку. Ничего, скоро разъяснится. Пойдём дальше. Внутри палатки немного посидели на рюкзаках. Погода не унималась. Затем вытащили карематы, спальники и завалились ждать, что будет дальше. Непогода продолжалась всю ночь. Утром немного успокоилась. Но, когда мы открыли створ палатки, обнаружили, что видимость не более двух метров. Через какое то время буран снова продолжился, чуть с меньшей силой. После обеда пошёл снег с ветром. Я лежал в палатке и руками отталкивал тяжёлый слой снежной каши, который навевал ветер, что бы не порвало боковину. Через какое то время устал и уровень снега за «бортом» стал много выше уровня моей головы и тела. Закончился второй день. Утром снова полегчало. Миша и Илья сходили на разведку. Вернулись грустные до безобразия. Оказалось, что снега за эти два дня выпало почти метр. Снег — сухой и рыхлый. Значит полная лавиноопасная обстановка. Ни в верх, ни в низ пока двигаться нельзя. Я вылез наружу и ужаснулся. Снег доходил почти до середины нашей палатки. Получается, если выждать ещё сутки, а даже этого маловато, в условиях такого снега, мы уже не успеваем на вертолёт домой. В двенадцать часов дня вышли на связь с базой Саши. Сообщили о нашей ситуации. Саша подтвердил правильность нашего решения. Мы решили выждать ещё сутки и предпринять попытку спуска вниз. Саша сообщил об этом Казбеку Валиеву. Тот знал, что сейчас сложная снежная обстановка, на пике Хан-Тенгри сошла большая лавина и там были пострадавшие. Казбек предложил снять нас с Пограничника вертолётом. Да ради бога, спускаться через карниз не очень то и хотелось. Нам было дано указание собрать рюкзаки и палатку, ждать Казбека. Мы быстро собрались. Вдруг, как и в любом интересном фильме, погода снова стала портиться. Завыл сильный ветер, видимость снова пропала. Правда снега не было. Огромные слои облаков на скорости пролетали нас, сильно похолодало. Мы услышали рокот мотора. Ура! Они летят за нами. В полной невидимости, по звуку определили, летает кругами. Где то рядом-рядом. Мы понимали, что не реально, но как всегда держались за ниточку надежды… вдруг они заберут нас. Неожиданно, прямо перед нашими глазами возникла красноватая морда вертолёта ЧС… несколько секунд и… повернула в сторону, вниз. Рокот мотора стих. Ветер был нестерпим, мы снова поставили палатку и ещё долго сидели на рюкзаках, ждали чуда… Всё было тщетно. Вытащили спальные мешки, карематы и завалились спать. В восемь часов вечера созвонились с Сашей. Он сожалел, что нам придётся спускаться самостоятельно. Мы приняли решение спускаться в низ на следующий день.
Утро поразило нас тишиной. Часиков в шесть потеплело от вышедшего из ночного плена солнца. На небе не было даже облачка. Снег играл ослепительными солнечными лучами. Перекусив на скорую руку, времени на прохождение карниза мало, пока снег не начнёт таять, вышли вниз, в сторону вершины Узловая. Снега навалило много. Но, приятно, что ветер, трепавший нас всё это время, немного его утрамбовал. Связавшись верёвкой потропили вниз. Карниз выглядел тревожно своей неизвестностью. Первое, что заметили-ледоруб не так хорошо держит. Об опасности я старался не думать. Спускаться всё равно нужно, нашли место страховки. Забили ледоруб, соединили с верёвкой. Я пошёл работать. Первые метров десять насторожили. Очень рыхлый склон. Если так будет всё время, можно и сорваться. Я продвигаюсь очень осторожно. Делаю не больше трёх- четырёх, а то и меньше ступеней. Забиваю свой ледоруб древком и отдыхаю. Клюв ледоруба как-то не очень меня страхует и я его вбиваю почаще. Дальше склон становится чрезвычайно твёрдым. Что бы пробить ступень мне приходится бить кошкой несколько раз. Это очень утомительно, я отдыхаю. Тем не менее, конец карниза приближается, скоро уже можно встать на ноги и пойти пешком. Уф… неужели прошёл… Я закрепляю свой конец верёвки ледорубом и кричу хриплым голосом Мише, что бы шёл по перилам. Принимаю его, потом приходит Илья. Очень устал. Совсем не большой участок длинной в две верёвки вымотал меня. Дальше работают мои друзья. Илья провешивает перила на Узловую. Затем мы спускаемся в связке на гребень в сторону Китайского перевала. Всё… Самое страшное позади. Теперь вниз, вниз, вниз… На зелёнке, в районе нашей базы заваливаемся на траве и долго отдыхаем, с наслаждением пьём родниковую воду. Никуда не торопимся, К вечеру спускаемся в Базовый лагерь на 3200 к Саше. Там нас уже ждут! Угощают чаем, консервами, хлебом, конфетами! Это так здорово! ;) Утром следующего дня мы летим домой, в родную Кар-Кару.